Найти, сравнить и купить авиабилет
Аэропорт Грозного и Як-42 Грозный-авиа
За 2-3 года, прошедшие с того момента, когда крупнейшие российские авиакомпании отказались от советской техники, я уже так привык к Боингам и Аэробусам, что все остальные самолеты кажутся экзотикой. На Ту-154 я последний раз летал летом 2009-го года, а на Як-42 – в декабре 2007-го. Поэтому этот перелет мне был интересен уже тем, на чем он совершался. Тем более, что Яки в ближайшие годы будут выведены из строя. Вон, авиакомпания Кубань избавляется от них уже в ближайшее время, а это один из крупнейших операторов воздушных судов этого типа. В Грозный можно было попасть также Руслайном на самолете Бомбардье, но там и билеты дороже и расписание нам не подходило, так что летели авиакомпанией Грозный-авиа: и нам хорошо, и деньги, заплаченные за билеты, остались в республике.![](/sites/default/files/fotobank/6e226f40342b72987f27ff68ac6c9917.jpg)
Грозный-авиа (я бы на месте руководства сменил название) летает во Внуково, куда мы прибыли на аэроэкспрессе. К началу регистрации подошло всего несколько человек, и я уже начал надеяться на полупустой самолет, что частое явление на непопулярных маршрутах внутри страны. У стойки крутилась группа людей в комуфляже и с оружием. Они одним своим видом спустили меня с небес на землю, давая понять, что это не обычная туристическая поездка. "Вы не переживайте, – успокоил нас представитель авиакомпании, когда мы поинтересовались на чем полетим, – этот самолет может планировать." Прошу место у окна и иду к выходу на посадку.
Внуково все перекопано, идут работы по расширению. Может, я так попал, но аэропорт показался пустым, людей мало, кафе свободны. Улетать отсюда удобно, единственный минус в том, что аэроэкспресс ходит один раз в час, и если не успел, то придется терять время в ожидании следующего.
![](/sites/default/files/fotobank/a99fbd8543a44844e8fd36e011ceeab9.jpg)
Нас везут к самолету. Вход через "задний проход":
![](/sites/default/files/fotobank/7a0bf439b5051941c9fa265a1b1746c9.jpg)
Спереди тоже стоит трап, часть пассажиров отправляют туда:
![](/sites/default/files/fotobank/b5998f9304338b1c8a2e1afa518d2f02.jpg)
Двигатель:
![](/sites/default/files/fotobank/5082600220f90b21ac3d38dc10c38921.jpg)
Поднимаемся. В нос ударяет ни на что не похожий запах салона советского самолета. Независимо от типа судна, он неизменно живет в каждом самолете.
![](/sites/default/files/fotobank/dd2d44e00ff556d6bd3a4b767b082934.jpg)
Занимаю свое место и осматриваюсь. Салон оказался заполненным полностью и это второй рейс сегодня. Стюардессы попросили не фотографировать, но мне показалось, что они это сделали лишь потому, что сами не хотели попадать в кадр, а не из-за каких-то запретов. Поэтому не буду их ставить в один ряд со жлобскими совковыми Полетом и Нордстаром.
![](/sites/default/files/fotobank/925209484933180d30d4942312e95965.jpg)
![](/sites/default/files/fotobank/b2a103c434e0e07cf5dea30f9400ddaf.jpg)
В строю осталось немногим меньше сотни Як-42, то есть около половины произведенных машин. Они до сих пор экономически выгодны в эксплуатации и сертифицированы для полетов в европейские аэропорты по уровню шума. У Грозный-авиа 4 самолета или около 5% всей популяции Яков.
Видимо, салон здесь немного уже, чем у Ту-154, и два ряда по три кресла не вмещаются, поэтому крайние места подрезаны.
![](/sites/default/files/fotobank/5ffb31c7d93ae964b4d5609ab48465b7.jpg)
В аэропорту нас встречают Путин (фото периода больших надежд и второй чеченской войны) и Ахмат Кадыров. Впрочем, изображения Кадыровых и Путина встречаются по всей республике очень часто. Такие местячковые культы личности в отдельно взятом субъекте РФ. И это немного напрягает, чувствуешь себя как в Северной Корее (там тоже на аэропорте висит портрет) или Туркменистане. Только не думайте, что это восток, кавказ и на стене должен кто-то висеть, это не так. Все навязано, я считаю. Я уж не говорю про то, что это не по-христиански, не по-мусульмански и вообще не по-человечески. Стоит отметить, что если в рабочих кабинетах в России портрет Путина вешают потому что надо, а не из любви и уважения, то здесь Кадырова любят и помнят. В какой-то момент мне вдруг стало интересно, а если бы гипотетически Чечня получила независимость, висели бы сейчас здесь портреты? И если да, то чьи?
![](/sites/default/files/fotobank/1ff62d314aee484ff27c2ffe13981c49.jpg)
Путиных даже два. Еще один на башне. Правильно, оттуда лучше видно...
![](/sites/default/files/fotobank/7e1783e564a7b04ac67f27d13ab47037.jpg)
Наконец, кто-то из сотрудников СБ заметил, что я фотографирую и показал мне знак, что нельзя – это его пальцы на фото. Но тоже как-то не настойчиво и без агрессии. Вообще, в Чечне фотофобии нет. Кроме двух вышеописанных случаев снимали, что хотели. Такое ощущение, что война была во всей остальной России, потому что где-нибудь в Москве на вокзале, фотоаппарат для полиционера как палка для собаки, как красная тряпка для быка.
![](/sites/default/files/fotobank/5fc5579d0ff3b8b8eff572e96fc98efc.jpg)
Получив багаж, покидаем здание аэропорта. (Хотел уже написать "проходим паспортный контроль". Вообще, несколько раз за поездку возникало ощущение, что мы находимся где-то зарубежом, и не только у меня.)
Снаружи цитата Ахмата Кадырова:
![](/sites/default/files/fotobank/260f3724691136e43f6e1eecabb5b7e8.jpg)
На стену повесили большой портрет Рамзана Кадырова, которому на голову собирается приземлиться Боинг:
![](/sites/default/files/fotobank/b34f88415a5ec327484041a070e9e267.jpg)
Напротив аэропорта – мечеть, слева от которой стоят машины встречающих и такси. Грузим вещи в микроавтобус Мерседес, который на ближайшие дни будет нам родным домом и уезжаем в гостиницу.
![](/sites/default/files/fotobank/adff5e2dac1cab8e07ec8db006b74d1e.jpg)
Следующая встреча с аэропортом Грозного произошла спустя пять дней. Улетали утренним рейсом. Стойка регистрации напомнила регистратуру в больнице. Если бы я не сам снял эту фотографию, то подумал бы, что на шее женщины в очках висит стетоскоп:
![](/sites/default/files/fotobank/84cb8b0ff0a14b3d00cbd7d31fd8524e.jpg)
Недавно где-то проскочила новость, что аэропорт будут модернизировать. Странно, здесь все очень прилично. Многие даже крупные аэропорты (типа Красноярского или Нижегородского) выглядят как деревенские сараи по сравнению с этим.
![](/sites/default/files/fotobank/224c75423b41e15836f9cefba1fae4c0.jpg)
На поле все тот же Як. Еще один московский рейс (на заднем плане) вылетает чуть раньше. Помимо одного-двух ежедневных рейсов в Москву из Грозного случаются еще и международные рейсы: раз в неделю в Киев, а также редкие чартеры в Турцию и во время хаджа – в Мекку.
![](/sites/default/files/fotobank/b025696eb184eb66393cf02fb2ac8ffc.jpg)
![](/sites/default/files/fotobank/c0b74b00db0a92773ba80a881b500b02.jpg)
ВПП:
![](/sites/default/files/fotobank/d390a84f3743a4af0316e82a64985de9.jpg)
В этот раз сидел в удачном для фотографирования месте, но погода была не лучшая, поэтому удалась всего пара фотографий.
Добыча чето-то, наверное, нефти в окрестностях Грозного.
![](/sites/default/files/fotobank/837558d331c8fe4f4bb1218ff4834be5.jpg)
![](/sites/default/files/fotobank/e1b0e0155226090bf660116fd2db3e34.jpg)
У Як-42 полностью круглый иллюминатор, сейчас такое практикуется только на бизнес-джетах:
![](/sites/default/files/fotobank/d735bb8e44f2152a2433a9b26041f4bb.jpg)
![](/sites/default/files/fotobank/d09b06493f227ad950043881aa2a2f81.jpg)
Пейзажи Ставрополья:
![](/sites/default/files/fotobank/27a6a93d31344f16f16192b9a88419e8.jpg)
Снижаемся над Москвой и плавно садимся.
![](/sites/default/files/fotobank/99acda4850d6168af8f607d5ca53b5c3.jpg)
Кладбище советских самолетов во Внуково:
![](/sites/default/files/fotobank/fc69500715263179d5f7d3c55423643b.jpg)
Высадка из самолета:
![](/sites/default/files/fotobank/8477173717e852437b6085fc54cf952b.jpg)
Во Внуково я всегда испытываю легкую ностальгию, потому что в былые времена, когда еще существовала авиакомпания Внуковские авиалинии, самолеты из Норильска прилетали сюда. Я каждый раз узнаю места, запавшие в мою память с детства. На втором этаже были игровые автоматы. И самый крутой среди них – в котором нужно смотреть в перископ и стрелять по вражеским кораблям. Сейчас здесь зал прилета и выдачи багажа. Мы ждем наши вещи.
![](/sites/default/files/fotobank/e0a0f90b89ed1287220a256139badbf3.jpg)
И идем на выход:
![](/sites/default/files/fotobank/8d69b68902511c2f1db685e1bdbe8e38.jpg)